Понятия «присутствие», «производство присутствия» были введены двадцать лет назад, в 1990-х годах с целью обозначить «эффект осязаемости, создаваемый средствами коммуникации» (Гумбрехт, 2006, с. 29) и тем самым – относительно новый фокус интереса, область сотрудничества ряда человековедческих дисциплин.
Телесно-материальный (иначе – миметический, энергетический, индексально-иконический, жестово-образный) компонент общения ответственен не столько за передачу конкретного значения, сколько за создание перцептивной иллюзии неопосредованности контакта, тем самым – его аутентичности. Попытки описать этот комплекс явлений предпринимались не раз – например, через противопопоставление «показа» – «рассказу» (П. Лаббок и др.) или такие понятия, как «аура» (В. Беньямин), «эпифания» (Дж. Джойс), «эффект реального», «третий смысл» (Р. Барт), «эксперенциальность» (М. Флудерник). За последние десятилетия стало ясно, что в отсутствие внимания к «материальной» стороне коммуникации невозможно полноценное понимание нарративного, эстетического опыта. В условиях быстрого развития технологий, обеспечивающих доступ к виртуальной реальности, распространяются режимы воображения, предполагающие иммерсию, вовлеченность – иллюзорную, но чувственно неотразимую принадлежность миру, который подобен реальному реальному и альтернативен ему. Во всех этих случаях условием смыслообразования выступает колебание («осцилляцию», по Гумбрехту) между опознанием значения и сопротивлением означиванию.
Аналитическое описание эффектов присутствия предполагает
В рамках конференции, путем сосредоточения на конкретных примерах, планируется поставить три группы вопросов:
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.