17.30-18.30 — Разговор с Ольгой Седаковой
18.30-20.00 — Гуманитарий полвека назад: как работать с текстами культурной памяти?
Дискуссанты — Г.В. Зыкова (МГУ), А.Г. Васильев (НИУ ВШЭ)
1. Щебетовская Дарья Алексеевна (Уфимский университет науки и технологий) Провинциальный гуманитарий 1970-1980-х гг. Семья, карьера, репрессии.
Предмет сравнения судьбы двух башкирских писателей, Мустая Карима и Рами Гарипова. Из них первый (М.С. Каримов) может служить примером успешной интеграции национальной интеллигенции в советскую идеологическую систему, второй подвергался профессиональным и политическим гонениям. Первый известен и сегодня как великий башкирский поэт, прозаик и драматург, с поэтическим и переводческим творчеством второго знакомы немногие, хотя всплеск интереса к его судьбе наблюдался в последние годы. Нас интересует вопрос: от каких факторов зависела личная и профессиональная судьба башкирского советского гуманитария? Была ли ключевым среди них идеологическая правильность? или многое значила внутрицеховая поддержка? продуктивность творческой идеи?
2. Бочкова Дарья Евгеньевна (Билефельдский университет) Диссидентская интеллигенция Ленинграда: женское объединение писательниц.
Предлагается анализ самиздатского журнала «Женщина и Россия», публиковавшихся в нем публицистических материалов, эго-документов, интервью. На примере объединения писательниц «второй культуры» Ленинграда показывается, что среда инакомыслящих состояла из разнородных сообществ, объединенных несогласием с основными положениями советской системы, но в иных вопросах конфликтовавших друг с другом. Создание самиздата, в котором намеренно делался акцент на женском вопросе, нормализовался дискурс о табуированных темах частной жизни советской женщины, позволил ленинградским диссиденткам переосмыслить способы проявления инакомыслия. Они стремились сосредоточить внимание на творческой деятельности, без прямого освещения политической и социальной проблематики.
3. Бугаев Роман Сергеевич (Европейский университет в Санкт-Петербурге, Тюменский государственный университет) Взгляд из «кофейно-кибернетического клуба»: дискурс и политика «физиков» в отношении «лириков» в Новом Русском Словаре.
В середине 1950-х годов на страницах советских газет разразился спор «физиков» и «лириков». Начало дискуссии положили статья Ильи Эренбурга (от лица «лириков»), а потом письмо инженера Игоря Полетаева (со стороны «физиков»), опубликованные на страницах «Комсомольской правды». В 1961 г. Полетаев переезжает в недавно созданный Новосибирский Академгородок и там становится активным участником «кофейно-кибернетического клуба». На встречах клуба обсуждались философские и технические вопросы современности и тем самым предпринимались попытки разработать новый, всеобщий (в том числе и для лириков) язык общества НТП на основе деполитизированного метаязыка математики. Представители гуманитарных наук воспринимались в этом контексте как служители идеологии, подозрительные на предмет доносительства и «сталинского» дисциплинарного контроля, они отодвигались поэтому на академическую окраину и географическую периферию.
4. Сапрыкин Михаил Евгеньевич (МГУ имени М.В. Ломоносова) «Беседы о русской культуре» и их роль в формировании образа позднесоветского гуманитария.
«Беседы о русской культуре» — яркий пример удачного медиапроекта, который снискал популярность и любовь у телезрителей с первых эфиров до сегодняшнего дня. Формат телепередачи помог сделать идеи Ю. М. Лотмана доступными для массовой телеаудитории и парадоксальным образом соединил два начала — элитарное и демократическое. Передачи посвящены далеким от интересов среднестатистического советского и постсоветского жителя вопросам русской культурной жизни на рубеже XVIII–XIX вв. На концептуальном уровне Лотман также сохраняет характерную для его научного творчества аналитичность. Вместе с тем передача демократична, благодаря ораторскому таланту ведущего, его способности наглядно показать системную связь, соединяющую бытовые явления с жизнью общества в целом, и направлять оптику культурного анализа одновременно в прошлое, настоящее и будущее. Гуманитарное знание служит для зрителя фундаментом, который позволяет ориентироваться в кризисные эпохи, гуманитарий обозначает путь к нравственным ориентирам, сохраняющим стойкость в быстроменяющемся мире.
5. Третьяк Вероника Сергеевна (МГУ имени М.В. Ломоносова) Судьба переводчика и судьба поэта: тайна Веры Марковой.
Поэтическое, переводческое, исследовательское творчество Веры Марковой дает материал для рассмотрения связей и параллелей между разными ролями гуманитария советской эпохи. На поэтику Марковой повлияли как переводившиеся ею японские авторы, так и тексты современных ей советских поэтов. Можно и нужно обсудить вопрос включении наследия Марковой в русский поэтический канон ХХ века.
6. Артемьева Виктория Николаевна (МГУ имени М.В. Ломоносова) С.С. Аверинцев: Опыт применения биографического метода при поиске научной методологии.
Предлагается взгляд на личность ученого-гуманитария сквозь оптику категории игры. Для С.С. Аверинцева, увлекавшегося творчеством Германа Гессе (особенно «Игрой в бисер») и много размышлявшего о главном труде Йохана Хейзинги «Homo ludens», игра – важнейшая категория. Это стратегия как жизненного, так и творческого поведения, существенная, в том числе, для понимания его научного метода.
7. Ярцев Ростислав Игоревич (НИУ ВШЭ) «А говорят, что Бога нет!»: формы религиозного опыта позднесоветских гуманитариев
В советском обществе вера была выходом за рамки опыта повседневности. Опираясь на опыт обращения в кругах советской интеллигенции, С.С. Аверинцев описал формы религиозного опыта тех лет и указал, в частности, на социальную опасность духовного изоляционизма. Его прямое следствие – редуцирование религии до инструмента противостояния «врагу», т. е. сведение мировоззрения к примитивной идеологический модели, чуждой интеллигенту. Сложная позиция Аверинцева, заявленная в статье «Солидарность во имя опального Бога…» созвучна мотивам, прослеживаемым в текстах позднесоветских неподцензурных поэтов – Ольги Седаковой, Натальи Горбаневской. Предметом рассмотрения в докладе станет главный предмет религиозной рефлексии в их поэзии – «непосредственное, опытное познание», выявляющее «расстояние между верой и неверием».
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.